В данной статье мы разберем то, какие действия необходимо предпринять и документы получить для запуска цементного завода.
Для строительства цементного завода требуется получить "разрешение на строительство", которое включает в себя целый пакет документов, таких как: правоустанавливающие документы на земельный участок, утвержденная проектная документация, заключение государственных экспертиз, технические условия на подключение к сетям, а также заключения от органов пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического надзора и экологических служб.
Основные этапы и необходимые документы для реализации проекта цементного завода:
1. Право на земельный участок. Первым шагом является оформление права на земельный участок, который будет использоваться для строительства цементного завода. При выборе участка необходимо учитывать следующие ограничения:
а) Цементный завод является объектом II класса опасности (самый высокий I класс из V). Необходимо соблюдать санитарно-защитную зону (СЗЗ) 500 метров;
б) Убедиться, что участок не является частью особой природоохранной или водоохранной зоны;
в) Убедиться в возможности подвода всех коммуникаций (требуется техническая вода, электричество, газ, канализация). Для линии производства цемента производительностью 2000 тонн в сутки требуется около 6000 кВт*час электроэнергии в час (рекомендуется линия от 7500 кВт) и около 7000 Нм3 природного газа в час (но природный газ возможно заменить угольной пылью). На подключение к инженерным сетям будет необходимо получить ТУ (пункт 3);
2. Получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Этот документ выдается местной администрацией в течение 14 рабочих дней с момента запроса и официально определяет назначение, параметры и ограничения использования участка. Подача документов и заявления на получение ГПЗУ возможна онлайн (через портал Госуслуг или портал региона) или лично (в МФЦ или уполномоченную организацию);
3. Разработка проектной документации: Создается подробная проектная документация, включающая архитектурные, конструктивные и технологические решения фабрики. Проектная документация разрабатывается аккредитованной компанией;
4. Получение технических условий (ТУ). Согласование подключения к инженерным сетям (электроснабжение, водоснабжение и др.) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями. ТУ также занимается проектная организация;
5. Прохождение государственной экспертизы проектной документации. Проверка документации на соответствие действующим техническим регламентам, экологическим нормам и стандартам.
Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". В некоторых случаях государственная экспертиза проектной документации проводится коммерческими организациями, имеющими соответствующую лицензию.
6. Получение разрешений от надзорных органов:
а) Лицензия от Ростехнадзора для объекта II класса опасности. Выдается документ, который называется "Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта (ОПО)". После подачи заявления и пакета документов в региональное отделение Ростехнадзора проводится предлицензионная проверка, после чего в течение 45 дней с момента подачи документов выдается лицензия.
б) Экологическое заключение. Экологическая экспертиза проектной документации проводится уполномоченным государственным органом (федеральными органами исполнительной власти (например, Росприроднадзором) или органами государственной власти субъектов РФ) для оценки воздействия предприятия на окружающую среду. Процедура может занимать до 90 дней;
в) Заключение пожарной безопасности. Проверка соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Осуществляется государственной или коммерческой аккредитованной организацией;
г) Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Подтверждение соответствия проекта санитарным нормам и правилам. Документы подаются в региональное отделение Роспотребнадзора, проводится экспертиза, оформляется и выдается официальное заключение. Также должен быть разработан Проект предельно допустимых выбросов (Проект ПДВ или Проект НДВ) - осуществляется аккредитованной организацией. В случае планируемого сброса отходов также требуется Санитарно-эпидемиологическая экспертиза НДС (нормативов допустимых сбросов), также осуществляется аккредитованной организацией;
7. Подача заявления на получение разрешения на строительство. После подготовки всех необходимых документов подается заявление в орган, выдающий разрешения на строительство (как правило это местный орган государственного строительного надзора).
8. Строительство объекта и монтаж оборудования.
9. Получение разрешения на ввод в эксплуатацию. После завершения строительства фабрики необходимо получить разрешительный документ на ввод объекта в эксплуатацию. Пакет документов подается онлайн (через портал Госуслуг или портал региона) или лично (в МФЦ или уполномоченную организацию);
10. Вхождение в СРО и сертификация продукции. Для производства строительных материалов (в том числе цемента) не требуется лицензия с 2010 года, однако требуется состоять в СРО (по некоторым данным, и этого в настоящий момент не требуется). На продукцию также должен быть оформлен сертификат соответствия на основании проведенных испытаний (осуществляется аккредитованным сертификационным центром).
Данные актуальны на конец 2025 года. В некоторых случаях может понадобится получение дополнительных документов и разрешений, а в некоторых случаях некоторые документы из списка выше не требуются.